(c) cоставление klausmobile 2000
Долго лежал у меня в гараже маленький 2-канальный МТХ. По индивидуальному паспорту с личным клеймом и подписью контролера калифорнийского ОТК - 2*52 Вт на 4 Ома при 0.002% гармоник. Или 2*25 по "Ияске". Вскрытие покажет, что вернее...
Вскрывается на удивление легко. Единственная загвоздка - маленький болтик рядом с гнездом предохранителя потребует шестигранника на 1.5мм! Корпус усилителя - массивный П-образный алюминиевый профиль (3 из 6 сторон параллелепипеда). 3 другие стороны образованы двумя Г-образными крышками (сквозь прорези в них доступны все органы управления. "Массивный" означает, что толщина бронеплиты - около 10 мм, а по бокам она утолщается до 13 мм (это полки для крепления силовых транзисторов и всей платы). Кстати, в первый раз довелось увидеть Честную Крепежную Планку - брусок дюраля сечением аж 13*6 мм. Не прогнется! Кстати, корпус электрически никак не связан с платой.
Плата явно классом выше, чем сам аппарат. Очень плотный монтаж, качественная маска, под каждый элементом - шелкография с номером по схеме (которую предстоит воссоздать!). Все пропаяно с двух сторон (металлизация отверстий) в один прием, следы ручной пайки обнаружены только на одном элементе. Резисторы в основном 1%. Все транзисторы - Motorola, операционники - Philips (NE5532). Разумеется, по аудиофильским нормам "так не делают", но по бортовушным стандартам - не к чему придраться. Перемычек - нет ни одной, если не считать таковыми 4 провода сечением порядка 4 кв.мм., соединяющие плату с акустическим клеммником.
С точки зрения той же "аудиофилии", было бы правильнее расположить элементы импульсного преобразователя с одной стороны, а с другой - собственно усилители. Но оно и так играет, к тому же все равно почти половину платы занимает блок кроссоверов. А они здесь хитрые - 3 порядка ФНЧ и ФВЧ, один качает усилитель, другой - линейный выход.
Начинаем разбираться с блоком питания. Задающий генератор импульсов - на традиционной TL494CN. Могли бы и не поскупиться - ведь индекс CN означает не бортовой но бытовой режим эксплуатации, от 0 до +70С. Но других, похоже, не бывает и там, не только в Чипидипе... Частота преобразования - около 55 кГц (110 кГц на задающем конденсаторе). Силовая часть его сразу преподала сюрприз - она построена на автотрансформаторе. Выходные транзисторы TL 494 работая в двухтактном режиме с заземленным эмиттером, через дополнительные инверторы на транзисторах MPSW56 качают обмотки маленького (порядка 10*10*10 мм, на Ш-сердечнике) развязывающего трансформатора, вторичные обмотки которого нагружены на затворы МДП-ключей.
Силовой трансформатор намотан одиночными эмалевыми проводами примерно 1.2 мм диаметром. Сердечник - тоже эмалированный, внешний диаметр около 20 мм, сечение - овал примерно 3*6 мм. Как вы понимаете, желания выпаивать и разматывать транс у меня нет, так что далее слова "примерно" и "около" будут повторяться...
Каждая пара обмоток ("средние" и "крайние") намотана встречно-бифиллярно, причем сначала "средние" - "по часовой", затем "крайние" но уже "против". Очевидно, чтобы подавить паразитные емкости.
Пока я прозванивал щупом напряжения в схеме, мой домашний блок питания (мотоциклетная АКБ) подсел, и оказалось, что никакой стабилизации в ПН нет. На выходах было +23.5 при 12.8В, +20.5В при 11.3В. Т.е. автотрансформатор фактически удваивает напряжение питания.
Осциллограммы напряжений в схеме (без нагрузки) показали практически идеальные импульсы на первичных и вторичных обмотках. На затворах транзисторов - почти синусоида, размахом около 20В в каждую сторону относительно истока (при 11.3В питания). Что, в общем, на пределе возможностей прибора.
ИС TL494 питается от входа REMOTE через прямо включенный диод, потребляя 10-12мА. Поскольку обмотки транчформатора возбуждения включены через внешние ключи, на амплитуду возбуждающего напряжения на затворах это не влияет. На холостом ходу схема потребляет около 1А.
На выходной "земле" акустического клеммника обнаружена наводка - дребезг примерно 10 МГц, амплитуда модулирована тактовой частотой ПН - до 30 мВ в пике относительно "силовой" земли. Неудивительно - провода "акустической" земли проложены по воздуху почти что поверх трансформатора...
Продолжение следует ...