Усилитель Audio Refinement Complete - Что внутри?

(c) klausmobile 2000


Предмет моего рассказа отработал верой и правдой два года. Так что вскрытие состоялось исключительно "на интерес". Впрочем, была еще одна причина. Моторизованный потенциометр громкости при каждом выключении возвращался в нулевое положение, и при каждом включении уровень приходилось выставлять заново. Посему я решил отключить моторчик.

Усилитель Audio Refinement Сomplete - производится по лицензии YBA (Yves Bernard Andre). Мне достался экземпляр с серийным номером 00026, возможно в более поздних выпусках детали схемы изменены. В частности, в моей не использовались свободные позиции под дополнительные фильтры питания входных каскадов усилителя.

1. Вскрытие

Потребуется маленькая отвертка PH0 или PH1 и шестигранник на 2.5 мм. Отвернув болты крепления (снизу), снимаем верхнюю крышку. Вот что открывается взору:

3/4 площади ящика занято толстой - 1.5мм - двусторонней платой собственно усилителя (включая выпрямители и фильтры питания) размером 22*30см. Радиатор площадью примерно 1200 кв.см. - относительно небольшой - крепится именно к ней, под радиатором плата и днище ящика обильно перфорированы. К радиатору крепятся восемь выходных транзисторов, по паре на плечо.

Кроме главной платы, есть еще три - блок питания автоматики со своим трансформатором, блок автоматики ( (селектор входов, приемник ДУ) за передней панелью, на фото его не видно, и плата обслуживания квазисенсорной кнопки питания (на ней же - главное реле, включающее в сеть основной трансформатор). Трансформатор вызывает неподдельное уважение. Его О-образный сердечник навит лентой переменной ширины, так что "бублик" в разрезе - совершенный круг (у японцев это называется L-core). На сердечника - две пластмассовые бобины с симметричными обмотками. Вторичная обмотка (ее видно под изоляцией) намотана эмалевым проводом примерно 1.2 мм диаметром.

Огромная площадь платы позволила конструкторам щедро раскидать компоненты так, что шаг расположения их - 5 мм и более вместо привычных 2.5мм. Кроме емкостей частотной коррекции, которые распаяны непосредственно к базам и коллекторам соответствующих транзисторов. Входной конденсатор оказался размером со спичечный коробок - маркировка YBA 10.0 - 160V мало что дает, скорее всего полипропилен. Пленочные конденсаторы внутри УМ - Wima MKP на 400 (красные) и 630В (синие). Емкости в питании - ROE 4.7mF 63V, шунтированы Wima MKP 0.01-630V. Диоды выпрямителя - BY255 (цилиндрический корпус).

Перекусив провода на моторчике, и заизолировав концы, я выполнил программу-минимум. Быстро срисовав расположение компонентов, удалось декодировать плату даже не видя ее нижнюю сторону (на сайте YBA говорилось о "полностью симметричной биполярной схеме", так что оставалось только выяснить детали). За исключением точек соединения конденсаторов УМ - ведь их выводы с верхней стороны полностью изолированы.

Кстати. В схеме вы не увидите указаний на тип выходных и предвыходных транзисторов. Их маркировка сточена мелкой шкуркой (как и на ИС в блоке автоматики). Известно только что это биполярные пары в корпусе ТО-220 (с омедненным фланцем - предвыходные) и ТО-247 (выходные). Причем на выходных карандашом написаны числа 29,30,31,32. Все ясно?

2. Демонтаж.

Ослабляем два маленьких винта, крепящих бронзовый переходник на валу селектора режима записи. Снимаем ручку этого селектора и ручку регулятора громкости. Под ними скрыты 4 винта крепления лицевой панели. Отворачиваем, снимаем панель, при этом кнопки селектора входов и питания вываливаются и закатываются в самые недоступные места. Отворачиваем гайки крепления потенциометра и пластмассовой втулки селектора записи. Отворачиваем три винта крепления задней стенки ящика к днищу. Отворачиваем бронзовые (!) винты крепления платы к втулкам на днище (только со стороны платы). Снимаем с платы разъем управления релейным коммутатором.

После этого плату вместе с задней стенкой (они скреплены саморезами через входные разъемы) можно аккуратно выдвинуть назад. Плата останется привязана к шасси (а) силовыми проводами трансформатора, (б) проводами на акустические разъемы и (в) проводами управления моторчиком потенциометра громкости, которые я уже откусил. Не демонтируя (а) и (б) плату можно повернуть в вертикальное положение. Теперь открывается доступ к собственно разводке платы. Разводка качественная, пайки массивные, хотя дорожки и не пролужены.

3. Схемотехника.

Вот полная принципиальная схема одного канала (рис.2). Трансформатор - общий, а выпрямители и фильтры - отдельные на канал. А вот она же в упрощенном виде:

Предусилителя как такового в схеме нет. Сигнал, пройдя сквозь реле селектора входов, попадает на потенциометр громкости (сдвоенный Alps с мотором). Далее - разделительный конденсатор (10 мкФ пленка + 470 мкФ электролит) и ФНЧ с частотой среза 150 кГц. Далее - традиционные уже комплементарные дифкаскады, нагруженные на комплементарный драйвер (усилители с общим эмиттером), далее - двухкаскадный симметричный повторитель. Если кто не знал, что это за "полностью симметричная схема от Ив-Бернара", так это оно и есть. Как не знал герой Мольера, что всю жизнь говорил прозой...

Защита в схеме отсутствует вообще. Поэтому при включении-выключении в колонках явный (но не болезненно громкий) "плюх".

Еще о маркировке компонентов: в схеме рис.2 трехзначные номера соответствуют фактической маркировке на плате (1** левый канал, 2** правый). Двузначные - нет. Корректирующие емкости второго каскада останутся неизвестными - до них сложно добраться. Резистор в выходном RC шунте (Зобеле) распаян с нижней стороны платы.

Со снятой верхней крышкой усилитель выходит на режим за не более 10 минут. При этом предвыходные транзисторы (без радиаторов) прогреваются до минимум 80 градусов. Ток покоя выходного каскада - 40..50 мА на транзистор, предвыходного - 15..17 мА. Остальные токи - кому надо - ясны из схемы рис.2. Да, совсем забыл - напряжение питания на шинах +/- 38..43 В в зависимости от сетевого (210..240В).

4. Инструментальный контроль.

Испытания проводились на эквивалент нагрузки (в каждом канале 4.3 Ом + 0.5 мГн - уж что под рукой было). Сигнал подавался на оба канала с функционального генератора Г6-27 и контролировался крохотным осциллографом "Сага", так что особой точности измерений ждать не стоит, только качественные оценки. Поскольку у генератора регулятор выходного уровня, мягко говоря, желает лучшего, регулировка выходного сигнала осуществлялась потенциометром самого усилителя при 1В на входе (что, вообще-то, не совсем правильно. Впрочем, форма импульса на выходе генератора без нагрузки и под нагрузкой на глаз не отличались во всей полосе генератора). Генератор в режиме синусоиды выдает стабильный сигнал от 0.01 Гц - что конечно на простом осциллографе наблюдать невозможно, поэтому все качественные оценки начинаются с частоты 5 Гц и выше. Хуже то, что в режиме меандра генератор ведет себя как ФВЧ (F3=5Гц), так даже без нагрузки полка импульса проваливается вплоть до сотен герц. Так что оценка воспроизведения НЧ импульсов усилителем была сравнением "плохого с еще хуже".

В оправдание подзащитного скажу, что сетевая проводка также внесла свою нехорошую долю. Дело было около полудня, при выключенном усилителя напряжение сети - всего 210В (на розетке, параллельной той, в которую включен усилитель). А при УМ работающим в полный чих - упало до 200В. А ведь летом сам лично прокладывал проводку в квартире - медью 2.5 кв.мм. Пора менять район ...

АЧХ преподнесла первый сюрприз, который впрочем согласуется с впечатлениями при прослушивании (не только моими). Верхушки АЧХ на малом (2.8В среднеквадратичное) и большом (14В среднеквадратичное) сигнале разные. Т.е. на большом сигнале на ВЧ усиление падает (F3 50 кГц по сравнению с 100 кГц на малом сигнале), что возможно и объясняет "компрессию ВЧ", обнаруженную независимыми экспертами. Причем если по большому сигналу АЧХ практически идеальный 1 порядок, то на малом зависимость явно сложнее. Горбов и провалов внутри ЗЧ полосы не обнаружено. На НЧ, вплоть до предела измерений 5 Гц - абсолютно ровная АЧХ.

И ведь подобная АЧХ не от балды у конструкторов получилась, а намеренно. Если следствие этого - "компрессия", то точно также следствие этого - теплый комфортный звук и слитная (но при том детальная) звуковая картинка. Обратите внимание на схему - во втором каскаде усиления по напряжению использован НЧ транзисторы MJE340/350. Они вообще-то предназначены для стабилизаторов напряжения и их частотные свойства не оговорены вообще. Если верить спайс-модели на сайте On Semiconductor, в используемой схеме усиления второй каскад имеет F3 около 300 кГц. Такой нелогичный выбор просто так не делается - "нормальный" конструктор поставит кое-что побыстрее, а французы - дети гор - взяли и сделали все наоборот, зато оно играет!

Мощностные измерения на 4-Омную нагрузку разочаровали. Отсечка (модулированная 50Гц из сети) наступала на примерно 15В среднеквадратичном (21В пик) выходном напряжении, практически независимо от частоты (14.5В на 20 Гц, 20Гц-3кГц 15В, 16В на 10 кГц). Поэтому вышеупомянутые 14В и есть предельный выходной уровень, что на нагрузке 4.3 Ом соответствует 46Вт - при заявленных 50Вт, но на 8Ом! Наврали французы, даже если сделать поправку на нештатное падение сетевого напряжения (а с другой стороны, все равно больше чем 10Вт в пике я его не использую. Ну и ладно).

При воспроизведении прямоугольных импульсов малого уровня обнаружен переходный звон в момент начала фронта импульса. На маленьком экране его удалось засечь, только уменьшив выходной сигнал до 1В на частотах выше 20 кГц. Причем в области выходных напряжений 0-200 мВ (зона класса А) этот звон отсутствует, затем вместе с сигналом нарастает от 0 до 100 мВ размах, и далее не изменяется ни по амплитуде, ни по форме или длительности (независимо от выходного уровня, с нагрузкой и без нее). Когда же частота импульса повышается до значений, когда выходной меандр вырождается в треугольник (съедается полка импульса) - дребезг вырождается вместе с полкой. А кроме этого глюка, осциллограмма импульса такая какая и должна быть у ФНЧ 1 порядка, во всем частотном диапазоне.

Предельная скорость нарастания выходного сигнала - 8 В/мкс.

5. Как оно играет?

А мне нравится. Звук детальный, но при этом комфортный, слитный безо всякой "транзисторности" в стиле семидесятых годов. Возможно, слишком слитный по вине посредственного разделения каналов (судя по пролезанию сигналов с неиспользуемых входов на выход). Об искажениях и частотном балансе в сравнении с другими усилителями судить сложно, - привык я к нему, да и тестов "лоб в лоб" пока проведено только два. Оставим это профессиональным слухачам, а сами будем слушать Музыку. С этим у Audio Refinement - если его не перегружать - все в порядке...


Благодарности, ссылки, примечания


Главная - English - Mail



Hosted by uCoz