Cистема - 1999


Система в полузаконченном виде выглядит вот так

Теперь попытаюсь обосновать выбор. Что касается головы - выбор был обусловлен, с одной стороны, хорошими отзывами о звуке Алпайнов, с другой - удобством расположения главных кнопок (точнее, крутилки-энкодера). Вот скажем, Денон или новые Пионеры меня бы тоже устроили, но у них основные кнопки справа, тянутся далеко, рычаг мешает. Поэтому многие достойные модели отпали. Накамичи вроде всем хорош, но слышал много нареканий на надежность и шумы. Усилитель - а что, просто хороший усилитель, весь блестит хромом. См. выше ссылку про красоту. Эквалайзер неизбежен, прежде всего по НЧ - в Ниве ни один саб линейно не отыграет, салон маленький но сифонит наружу, потому очень ко двору пришлись пол-октавные полосы AudioControl'а. Кроссовер понадобился для реализации раздельного усиления СЧ-ВЧ.

Силовой агрегат

Под капотом встала желтая Оптима. Проводка выполнена двухпроводной схемой (плюс и земля), проводом 36 и 50 кв.мм. Подкапотный предохранитель - сдвоенный, одна секция на головное устройство, другая на все остальное.

Размещение саба вместо заднего сидения - давно лелеямая мечта. Она осуществилась! Вот он, ящик нескромных размеров: - при сложенных сидениях (под правым сиденьем эквалайзер)

- и в нормальном положении

- то, что блестит - усилитель.

- оно же поближе. Сверху, под стеклом - локальный блок предохранителей.

 

Фронтальная трагикомедия

Сразу было ясно, что в Нивских дверях разместить приличный мидбас (именно с точки зрения СЧ) - крайне трудно. Дверки-то короткие, посадка высокая. В нижнем переднем углу - все закрывает сидение и ноги, выше - механизм стеклоподъемника, в верхнем переднем - в принципе, можно разместить 4-5" динамик, но с большим вылетом, так как буквально в трех сантиметрах от железа - ходит стекло (дверь-то бесфорточная). Этот вариант описан Димусом. На фото - в голом металле - виден прямоугольный вырез над стеклоподъемником - это то самое место.

Стало быть, кикпанели. Беглый обзор того, что имеем в наличии (см.фото) показал - в наличие имеется мощный короб-брус, пересекающий плоскость кикпанели (стало быть, акустика должна располагаться НИЖЕ этого бруса. За ним, параллельно внешним бортам - сплошной лист металла. Стало быть, сделать фри-эрную кикпанель, вентилирующую внутрь брызговика, нельзя. Ну, можно вырезать этот лист, но посудите сами, какой венок проблем с этим связан. Надо делать закрытый ящик (или ФИ для самых упорных). А объем там - кот наплакал. У меня в итоге вышло 2.5 литра чистых (но можно и 4 накрутить если избегать моих ошибок.

Исходя из объемов, выбор передней акустики напросился сам собой. Focal 136nx - единственная фокаловская модель, способная играть мидбас из такого объема (рекомендованный ЗЯ 3.8 литра, ФИ 7 литров). К сожалению, снята с производства. При этом резонансная частота - 45Гц (это для 13 см вовсе не мало!), а в ящике - примерно 90-110. И конечно, неубиваемая пищалка TN46.

Первичная примерка динамиков (с обмотанными тряпками корзинами, чтоб задавить волну от тыльной стороны диффузора) показал (1) оптимальный угол поворота относительно вертикальной плоскости борта - примерно 10 градусов вверх и 10 градусов назад (на себя). Большие углы разваливают картинку, да и места для вылета динамика совсем нет. Еще оказалось, что при примерке крайне важно использовать именно те динамики, что будем ставить, и с теми же кроссоверами. Потому что ориентация на "средних" СЧ и "верхних" CЧ - неодинаковая. Разница в тембрах динамиков приведет к настройке углов исходя из разных частей спектра.

К несчастью, славный сервис в бутовском "Перекрестке" благополучно потерял ту самыю пленку с процессов изготовления киков. Может это и к лучшему, т.к. задним умом понимаю, что процесс был изначально неверным. Я взял штатную панель (которая на Ниве отштампована из тонкого АБС-пластика), и в нижней половине отсек от нее все лишнее кроме кромок, прилегающих к порогу и дверной коробке. Нивская кикпанель, в отличие от типичной легковой, закрывает не только сам борт, но и арку колеса, и пространство перед ногами, и (с правой стороны) коробку АКБ.

Затем вырезал из фанеры 10 мм заднюю стенку ящика, повторяющую форму борта под кузовом, с выступающей полоской-усилителем вдоль дверной коробки. Зажал прямо на месте струбцинами и склеил (кашей из эпоксидки и тряпок) с усеченной кикпанелью. Затем из мелкоячеистого пенопласта вырезал макет собственно ящика (впоследствии растворю его ацетоном) и 16 мм фанерное кольцо под динамик (а его не растворю). И все это оклеил сэндвичем стеклоткань-много слоев углеленты-стеклоткань. В один прием готова скорлупа 3 мм толщиной, как в зоне ящика, так и по прочей поверхности кикпанели. Сверху положил еще один слой стеклоткани (толстой). Внешняя стена - готова. Затем изнутри выклеил оставшиеся стыки между фанеркой и мордой - готово.

После чего (вот, поторопился) оказалось, что готовое изделие садится на место не иначе как с большим зазором. Ну и ладно, снаружи не видно так как между железом и ящиком - прокладка из карпета. Но это значит что как минимум литр полезного объема с каждой стороны я потерял.

Сразу обнаружил, что скорлупа вышла очень звонкой. Первичное глушение проводил динаматом и кашицей из эпоксидки, опилок и свинцовой дроби. Примерно три кило дроби на сторону.


Настройка

Прошли долгие месяцы... наконец встали на место Бубука и усилитель, и стало возможным шаманство со сценой. В хронологическом порядке:

1. 23.09.99 - первый втык рубильника. Кроссовер на 3000 (4 порядок активный). Первое впечатление - сцена от мидбасов никакая, она узкая и размытая. Ставлю пищалки на стойки - как ни крутил, сцена (с левого сиденья) привязана влево. Поставил в кикпанели (дальний угол) - стало получше. Пробиваются резонансы на СЧ (недостаточно заглушил короб?).

2. 26.09.99 - перенес пищалки поближе, прямо на фланец мидбаса. Тональный баланс, слитность вокала - хорошие. Резонансы (грязь на фокале и трубе) - там же. Сцена крайне посредственная.

3. 29.09.99 - пришел GR и все раскритиковал. Пищалки переехали на угол торпеда-стойка, ориентированы на голову противоположного слущателя. Соответственно ослабили уровень ВЧ. Выяснилось, что справа - все отцентровано как доктор прописал, но Ребекка гуляет. Слева - примерно то же что и раньше. Ну чуть получше. Заодно настроили фазовращатель на СЧ-ВЧ кроссовере (в положение "посерединке" по ВЧ).

4. 01.10.99 - по совету GR, заклеил внутренности коробов ковролином, с тыльной стороны добавил динамата, и набил синтепоном. Чтоб не звенело.

5. 02.10.99 - пришел Genn и все раскритиковал. Подняли пищалки на 1/2 высоты стойки. Опять получшело! но Ребекка загуляла еще пуще. Тут я накинул свой жилет на козырек приборов и - вот оно - все встало на место. Звенел, плохой. Стало быть, надо чем-то глухим оклеить его и верх торпеды. Вот так оно в конце концов оформилось:

6. 15.10.99 - пришел Достоевский и назвал все это "хулиганская система но с задатками". Лучше дал бы задаток МНЕ, а потом забыл бы.

7. 16.10.99 - приперся на Блюзмобиль и на пару часов приватизировал ачехометр. Нда... потребовалась радикальная коррекция мидбаса-баса (подъем до 6 дБ от 150 до 50 Гц, далее плоско. В районе 500...1000 Гц - два пика на фоне общего завала. В районе 2..3 кГц (частота раздела) - провал. Выше 6 кГц - завал (а я-то думал, у меня "звонко" получилось...). Настройку проводил в пять этапов:

а) прослушал по отдельности АЧХ каждой полосы. Прослезился. Самое гадкое - провал СЧ на 300..500 Гц, затем пик на 600 Гц, еще провал и пик на 1200 Гц или около того.

б) вытер слезки, запустил розовый шум, и покрутил кроссовер мидбаса, чтоб закрыть провал в районе 70..100 Гц. Выше него оказался пик аж на 10 дБ (120-150).

в) на розовом шуме - играл эквалайзером. Нарисовал нечто приемлемое. Правда, достаточно грубо так как шкала графика ачехометра очень "щедра" и тонкие отклонения на ней не видны. Для тонкой подгонки переходим далее...

г) запустил третьоктавные шумы с диска "Аудиомагазин 1" - и срисовал абсолютные уровни SPL по полосам. Вот теперь с точностью до децибелы видны все огрехи. Подкорректировал все, что можно.

д) снова розовый шум, а также опытные уши Вадима.

Разумеется, обойти октавным эквалайзером пики и провалы в той самой страшной октаве (500-1000) невозможно, но в целом АЧХ получилась достаточно прямой от 150 до самого верху. Субъективно - поначалу показалось бредом, слишком много ВЧ, слишком резкие средние, мало басу (6дБ, оказывается, мало!).

8. 17.10.99 Наконец-то поставил стойки под твитеры. Надоело на пластилине ездить. Cделал на базе старых по известной тряпичной технологии АЕ.

9. Ноябрь 1999. Застелил верх торпеды - нарезанными по форме ломтями толстого карпета. Никакого клея, держится собственным весом. Чтоб края были ровные, без махры, подпалил их зажигалкой.

Результат (Автопорка)

Сцена и фокусировка с правого сидения - близка к норме, но не глубокая.

С водительского сидения - хуже, сцена стянута влево, расстановка инструментов, бывает, не такая "как должна быть". Надо что-то делать с козырьком, мешает гад.

Но главные претензии - к тональному балансу по СЧ-ВЧ и воспроизведению голоса. Разрыв полос СЧ-ВЧ устранить не удалось, и на 2-4 кГц прет какая-то каша, на мужском голосе (тенор) рваные обертоны. Это надо устранять первым делом. С мидбасом тоже проблемы - 5" не может дать должного коксу. Так что будем работать над ошибками ...

На сем прощаюсь,

Klaus, вечно в процессе ....


Главная - English - Mail



Hosted by uCoz