Как Клаус Бубуку делал... Маленький такой сабвуфер (1999)
Клаусу с детства нравились маленькие двухместные машины. С трехзначным модельным номером, желательно начинающимся с девятки. Ну не с девятки так с восьмерки. Но не меньшую страсть Клаус питал к 21213-му Вазу, Ниве то есть. И он обрел лучшее из двух миров, двухместную Ниву. Обретение состоялось путем снятия задней скамеечки.
Исторически, я хотел поставить "передний бас" под сиденья. Родились симпатичные ящики (фанера и углепластик) под головки Infifnity Beta 8. Звук в принципе был удовлетворительным и даже громким. Однако (поскольку ящик крепился к сиденью) - удар барабана шел напрямую по железкам сиденья, на позвоночник и прочие жизненно важные органы. Я понял, что это не есть хорошо. Кстати, на момент принятия решения уже был готов симпатичный ящик-фальшпол под усилитель и прочее барахло (как раз между задней скамьей и задней дверью) - нивоводы, может кому надо? одних вентиляторов две штуки. На нем же (слева) стоял ченджер, которому пока ищу место. Эквалайзер на фото уже снят, а так он был слева от усилителя.
Ящик, скромно именуемый Клаусбубукой, изначально проектировался с размахом. Бубука, заменяя заднюю скамеечку, лежит на ступени пола в распор между бортами. Точнее, в распор - внешняя панель ящика (127 см) а сам ящик (ровно 100 см) - между арками. Пространство между правой боковой стенкой ящика и бортом занято конденсатором и силовым дистрибутором. Ибо все усилительное хозяйство на бубуке же и крепится. При такой ширине глубина определяется исключительно посадочным минимумом динамика. Как ни крутил получилось (до заполнения пеной) 75 литров. Сабу (Focal 33S) - достаточно и 50. Ну и ладно, надо - уменьшим. О том, как крепить бубуку - рассказано чуть ниже, этот вопрос всегда надо продумывать ДО, а не после!
Из инструментов принципиально необходимы аккумуляторная дрель-отвертка (саморезов много!) и лобзик. Циркулярка для выпиливания длинных прямых - желательно. Шлифмашина - пожалуй не нужна. Карпет скроет все шероховатости. Для зачистки стыков достаточно 40-й шкурки. Из материалов - пена (макрофлекс), силикон (швы конопатить), клей (на основе ПВА, погуще. Он же "жидкие гвозди"). Саморезы от 35 до 90 мм длиной. Крепежные уши - зависит от машины.
В основе - 4 шпангоута из фанеры 20 мм и брусков 30*40 мм. Такими же брусками усилены все стыки панелей. Начинаем примерку...
шпангоуты фиксируем вертикально используя заднюю стенку как шаблон. Я использовал густой столярный клей на ПВА основе.
Две большие плоскости - передняя и задняя - композитные: фанера-макрофлекс-фанера. На фото - три фанерные детали морды.
Основа (лежит на полу) - 18 мм фанера. На ней - 18 мм фанерная рамка с большими вырезами. Все это накрывается 10-мм внешним листом фанеры (стоит). А полости надо залить пеной. Кстати, если прочтете что отверстие под динамик вырезать просто лобзиком нельзя, надо специальный циркуль - не верьте. Это профи-столяры туман нагоняют. Все прекрасно от руки режется. И зачищается шкуркой 40 калибра. Крепим друг к другу нижний слой и раму, промачиваем водой (чтоб пена прихватилась), заполняем пустоты от души монтажной пеной, промазываем стыки ПВА, пусть минут пятнадцать постоит, чтоб пена подошла (как тесто подходит)
... и зажимаем подручными средствами!
только не наезжайте колесом прямо на предмет творчества, а проложите толстой доской или фанериной. Иначе предмет винтом пойдет.
Затем конструкция собирается воедино (на ПВА и шурупах, а как засохнет - стыки промазываем силиконом, ушло два флакона).
Обратите внимание на толщину морды! 45 мм, а в зоне фланца головки - все 60 (10+18=28 - собственно под динамиком, 18+10=28 - вылет над посадочной плоскостью). Вот - то же в панораме.
Несимметричные уши по бокам - следствие того, что слева в проеме между ящиком и аркой находятся ручка багажника и "коробочка для мелочей", и к ним надо как-то добираться.
Акустические провода выведены через заднюю стенку, они выходят наружу в непосредственной близости от разъемов усилителя. Поскольку ящик изначально был избыточного объема, я взял и залил все стыки той же монтажной пеной. После того, как пена примерно 15 минут набухала, я брал куски пенополиэтилена и распластывал пену этими кусками. Секрет Клауса - пена к ППЭ не липнет! имеем - ровные, без избыточных пузырей края.
Вот законченный вид (передняя стенка) перед оклейкой карпетом. Эквалайзер на передней панели позволяет (откинув правое сидение) делать регулировки с водительского места. На фото он скособочен, поэтому кажется, что выпирает наружу, на самом деле - накладная рамка полностью его скрывает. Аналогично (на верхней панели) монтируется дистрибутор с предохранителями. Поскольку стандартные 12" рамки не налезают на 13" фокаловский саб, я использовал 12" рамку (брррр... пионеровскую) через ту самую накладную рамку в качестве переходника.
Крепеж - к штатным гайкам кузова. На фото: А - 2 уголка с 4 отверстиями под винт М8 - штатное крепление задней скамьи. Б - 2 Т-образных кронштейна с отверстием под винт М11 - штатное крепление ремня безопасности к арке крыла. Внимание! эти гайки в арках - вазовская новация, по крайней мере на Ниве 97 года (Красном Поросенке) их не было! кстати, кто подсказал тольяттинским умникам такой странный калибр (М11)?
Конденсатор Phoenix Gold мне достался без какого-либо крепежа. Для него пришлось сделать монтажный стакан из эпоксидки и трех старых зимних носков.
Оклейка карпетом - дело рутинное. Кстати, по возможности клеил не прямо на фанеру, а между карпетом и фанерой - еще слой 5мм пенополиэтилена. Чтоб потише было. На фото-оклейка прямоугольной прорези под блок предохранителей. Я его разместил в зоне досягаемости с водительского сиденья (эй, где три очка?). Чтоб не мучаться с натяжкой карпета, просто использовал подходящую затычку и готово.
Вид сзади в собранном виде. Светлое - фальшпанель, прикрывающая халтурную проводку. Конденсатор спрятан под ней в левом верхнем углу. Осталось сделать стеклопластиковые кожуха над кроссовером и силовыми проводами (там где хитрые вырезы), повторяя эротичные контуры PPI.
Вдвоем с Genn-ом (Геннадий Бут) этот монстр был водружен на законное место. Теперь Клаус в раздумье, где же выточить болты М11 нештатной длины под те самые крепления... а вот где все это безобразие творилось...
... вот и все пожалуй. А у Вас между сидениями - есть ТАКОЕ ??